Use Case vs. User Story: как выбрать правильный инструмент для проекта

В мире разработки программного обеспечения часто используется множество различных инструментов и методологий для планирования и управления проектами. Среди них особенно популярны и наверняка вам известны такие концепции, как Use Case (сценарий использования) и User Story (пользовательская история). Оба этих инструмента помогают командам лучше понять потребности пользователей и определить функциональные требования к продукту. Однако между ними существуют значительные различия, которые важно понимать, особенно в контексте различных методологий разработки, таких как Waterfall и Agile.

Для начала кратко обозначим, что есть что:

Use Case, или сценарий использования, — это описание взаимодействия пользователя с системой для достижения определённой цели. Он фокусируется на пошаговом описании того, как система должна реагировать на действия пользователя.

Пример Use Case

Предположим, что мы разрабатываем интернет-магазин. Один из сценариев использования может выглядеть так:

  1. Клиент открывает сайт интернет-магазина.
  2. Клиент выбирает категорию товаров.
  3. Клиент добавляет товар в корзину.
  4. Клиент переходит к оформлению заказа.
  5. Система запрашивает у пользователя данные для доставки и оплаты.
  6. Клиент вводит данные и подтверждает заказ.
  7. Система обрабатывает платеж и отображает сообщение о подтверждении заказа.

Сценарий использования может включать в себя альтернативные сценарии (например, что происходит, если пользователь вводит неверные данные) и исключительные ситуации (например, отказ платежа).

User Story, или пользовательская история, представляет собой простое и краткое описание функциональности с точки зрения пользователя. User Story не уходит в детали технической реализации, а фокусируется на том, что хочет сделать пользователь и зачем ему это нужно.

Пример User Story

В том же проекте интернет-магазина пользовательская история может быть следующей:

Как клиент, я хочу иметь возможность добавлять товары в корзину, чтобы купить их позже.

Здесь User Story описывает потребность пользователя, но не указывает, как именно система должна это реализовать.

Use Case vs. User Story: Основные различия

  1. Уровень детализации:
    • Use Case: Подробное пошаговое описание взаимодействий между пользователем и системой.
    • User Story: Краткое описание потребности пользователя, которое может быть дополнено приоритетом или критериями приемки.
  2. Фокус:
    • Use Case: Взаимодействие и функциональные возможности системы.
    • User Story: Потребности и цели пользователя.
  3. Использование в разных методологиях:
    • Use Case: Часто используется в более традиционных и формальных методологиях, таких как Waterfall, где требования фиксируются на начальных этапах.
    • User Story: Является ключевым инструментом в Agile-методологиях, таких как Scrum или Kanban, где акцент делается на гибкости и быстром реагировании на изменения требований.

Use Case в Waterfall

Waterfall, или каскадная модель разработки, предполагает детальное планирование и документирование всех этапов проекта до начала разработки. В этой методологии Use Case играет важную роль, поскольку он помогает разработчикам и бизнес-аналитикам зафиксировать все возможные сценарии взаимодействия пользователя с системой ещё на этапе анализа требований. Это позволяет избежать недопонимания и недочетов в дальнейшем.

User Story в Agile

В Agile-методологиях акцент делается на итеративной разработке и постоянной обратной связи с пользователями. Здесь User Story становится незаменимым инструментом, так как она позволяет быстро фиксировать требования и гибко их изменять по мере необходимости. Пользовательские истории часто записываются на карточках или в инструментах для управления проектами и являются основой для планирования спринтов (в Scrum) или задач (в Kanban).

Use Case & User Story: совмещение

В реальных проектах часто возникает ситуация, когда комбинирование Use Case и User Story даёт наилучший результат. Однако важно понимать, как и когда применять каждый из этих инструментов, чтобы избежать потенциальных проблем.

Пример №1: Разработка сложной системы управления контентом

Представьте, что вы разрабатываете систему управления контентом (CMS) для крупной организации. Проект сложный, с множеством функциональных модулей и большим количеством пользователей с различными ролями (администраторы, редакторы, авторы и т. д.).

На начальном этапе вы решаете использовать Use Case для детального анализа требований и документирования всех возможных сценариев взаимодействия пользователей с системой. Например:

  • Use Case 1: «Создание новой статьи»
    • Пользователь (автор) входит в систему.
    • Пользователь выбирает опцию «Создать статью».
    • Система открывает редактор статьи.
    • Пользователь вводит текст, добавляет изображения и сохраняет черновик.
    • Система уведомляет редактора о готовности черновика к проверке.

После завершения работы с Use Case, вы получаете полное представление о том, как система должна работать в различных ситуациях. Однако на этапе разработки становится очевидно, что нужно больше гибкости для быстрого реагирования на изменения в требованиях, которые могут появиться от заказчика или пользователей.

На этапе разработки переходите к использованию User Story. Например, для описания того же функционала можно создать такие User Story:

  • User Story 1: Как автор, я хочу иметь возможность сохранять черновики статей, чтобы продолжить работу позже.
  • User Story 2: Как редактор, я хочу получать уведомления о готовности черновиков к проверке, чтобы своевременно их утверждать.

Эти User Story могут быть записаны на карточках и разбиты на задачи для спринтов, что позволяет гибко и быстро адаптироваться к изменениям в процессе разработки.

Пример №2: Разработка системы управления проектами

А теперь представим обратную ситуацию, когда команда уже работает с User Story.

Представьте, что разрабатываете систему управления проектами (Project Management System, PMS) для организации, которая хочет оптимизировать свои процессы. Изначально команда решает работать по Agile-методологии, где основное внимание уделяется User Story. На старте требования собираются от пользователей, и их цели фиксируются через истории пользователей.

На начальном этапе команда собирает User Story, чтобы определить основные задачи и цели пользователей. Эти истории описывают функциональные ожидания от системы с точки зрения разных ролей, таких как менеджеры проектов, разработчики и дизайнеры.

Примеры User Story:

  • User Story 1: Как менеджер проекта, я хочу создавать новые проекты, чтобы отслеживать задачи команды.
  • User Story 2: Как разработчик, я хочу видеть список задач по приоритетам, чтобы эффективно планировать работу.
  • User Story 3: Как дизайнер, я хочу загружать файлы и оставлять комментарии по задачам, чтобы улучшить взаимодействие с командой.

Команда начинает работать над этими User Story, разбивая их на более мелкие задачи и назначая их на спринты. Разработка ведется итеративно, и каждая User Story уточняется по мере работы.

Например:

  • Для User Story 1 могут быть добавлены задачи: создание интерфейса для добавления проекта, разработка функционала по установке дедлайнов и создание структуры хранения проектов.

По мере того как проект становится более сложным, появляется необходимость более детально проработать ключевые бизнес-процессы. User Story фокусируются на результатах для пользователя, но не всегда достаточно точно описывают взаимодействие между системой и пользователем. В этот момент команда решает дополнить User Story с помощью Use Case, чтобы проработать более сложные сценарии и учесть все возможные варианты действий и исключительные ситуации.

Пример: Допустим, команда уже реализовала User Story 1 — менеджер может создавать проекты. Но выяснилось, что процесс создания проектов должен учитывать множество вариантов, таких как назначение команды, установка бюджетов, уведомления о сроках и добавление документов. На этом этапе разработчики и аналитики понимают, что требуется детализировать процесс.

Для уточнения всех аспектов создания проекта команда создаёт Use Case, который описывает весь процесс пошагово и учитывает различные варианты поведения системы.

Пример Use Case для создания проекта:

  • Основной сценарий:
    1. Пользователь (менеджер проекта) заходит в систему и выбирает опцию «Создать проект».
    2. Система запрашивает у пользователя ввод информации: название проекта, дедлайны, участники, бюджет.
    3. Пользователь вводит данные и нажимает «Сохранить».
    4. Система проверяет введенные данные на корректность (например, проверяет, указаны ли дедлайны и участники).
    5. Система сохраняет проект и уведомляет участников команды.
  • Альтернативные сценарии:
    1. Если пользователь не указывает дедлайны или команду, система выдаёт предупреждение и предлагает заполнить необходимые поля.
    2. Если у пользователя нет прав для создания проекта, система выводит сообщение об ошибке.

Теперь, когда User Story дополнились детальными Use Case, команда может работать более эффективно. User Story продолжают использоваться для гибкого управления задачами и приоритезации, а Use Case помогают разработчикам глубже понять процессы, которые они реализуют, и учесть все возможные сценарии.

Возможные проблемы и их решения:

Проблема 1: Разночтения между Use Case и User Story

Иногда Use Case и User Story могут описывать один и тот же функционал, но с разной степенью детализации, что может привести к разночтениям. Например, если в Use Case подробно описывается процесс создания статьи, а User Story фокусируется только на конечной цели (сохранение черновика), разработчики могут не учесть все детали.

Решение: Важно, чтобы Use Case и User Story были согласованы между собой. Например, каждую User Story можно привязать к соответствующему Use Case. Это поможет команде иметь ясное представление о том, как связаны высокоуровневые потребности пользователя и конкретные шаги реализации.


Проблема 2: Избыточность и перегрузка документации

Использование обоих подходов может привести к чрезмерной детализации и перегрузке документации, особенно в крупных проектах. В этом случае команда может тратить слишком много времени на поддержание актуальности документации, вместо того чтобы сосредоточиться на разработке.

Решение: Определите, какие аспекты проекта требуют детального анализа с помощью Use Case, а какие можно упростить и описать с помощью User Story. Например, сложные или критичные для бизнеса функции лучше описывать с помощью Use Case, в то время как менее значимые функции можно описать через User Story. Это поможет сократить объем документации и сделать её более управляемой.


Проблема 3: Проблемы с масштабируемостью

В крупных проектах, где множество Use Case и User Story могут пересекаться и комбинироваться, возникает риск потерять общую картину проекта. Масштабирование становится сложным, особенно когда количество User Story начинает быстро расти, а Use Case остаются статичными.

Решение: Для борьбы с этой проблемой важно регулярно проводить ревизию и актуализацию документации, а также использовать инструменты управления проектами, которые поддерживают иерархию и визуализацию связи между Use Case и User Story. Это поможет сохранить контроль над масштабом проекта и убедиться, что все аспекты требований охвачены.